15 октября в Московской высшей школе социальных и экономических наук состоялся семинар. Название семинара: «Старые боги и новые мифы». На этот раз участники задались двумя вопросами.:
- Есть ли в России исламофобия?
- Почему русские обращаются в ислам?
Выступали две докладчицы, на первый вопрос пыталась ответить политолог Софья Рагозина. На второй вопрос — исследователь исторического факультета Ева Рогаар.
Перед началом своего доклада Софья Рагозина попросила слушателей поднять руку, если они считают, что в России нет исламофобии. Ее поднял только один человек.
Что такое исламофобия? С чего все началось?
Исламофобия, как заверила докладчица, в России существует. Исследование исламофобии в России Рагозина проводила на основе эмпирической базы в виде 20 699 статей из российских газет, которые выпускались с 2010 по 2018 год. Например во всех отобранных статьях упоминалась слова «ислам», «исламский» и «мусульманин». Рагозина обращала внимание, какие эпитеты и глаголы сопутствуют этому понятию в газетах.
«Оказалось что самые часто используемые сочетания фраз были „радикальный“. А на втором месте будет „традиционный“, — поделилась наблюдениями исследовательница.
Да, есть и другие, очень странные, например, живодерский ислам, оригинальный, сине-желтый ислам (и это не про Украину, это про Швецию). Но мы сейчас не будем углубляться в другие определения, мне хотелось бы обратить ваше внимание именно на „традиционный“ и „религиозный“». Докладчица назвала два этих слова «нервом» всего медийного дискурса об исламе, двумя его полюсами.
Но никакой однозначности в понимании, что такое радикальный ислам, а что такое традиционный, в прессе, конечно же, нет.
«Радикальный ислам — это все, что касается неспокойной обстановки в северо-кавказский регионах. Да и в любых неспокойный регионах по всему миру. Традиционный ислам прежде всего описывается как умеренный и лояльный к властям. И в этом смысле все плохое — радикальный ислам. Все хорошее — традиционный ислам», — описывает свои наблюдения Рагозина.
Другой частью ее исследование стало изучение глаголов, которые чаще всего встречаются в статьях об исламе. В российских газетах, слова «Жить — молиться — убивать — встречаются больше всего. Следовательно, это то, что больше всего беспокоит российских журналистов в описании и создании мусульманского образа». Говорит политолог. На экране проектора в это время показываются выдержки из газет. Из которых можно сделать некоторые выводы. Например о том, что их авторов поражает частота, с которой мусульмане молятся.
Изучая обсуждение ислама в прессе, можно понять, что ее авторы часто стремятся произвести впечатление на читателей данными статистики.
Магия больших чисел и обобщение
«Драматичное обращение с цифрами», — называет эту особенность Рагозина. Журналисты любят считать численность какой-либо мусульманской общины. Или собравшихся на то или иное празднование мусульман. «Миллионы», «десятки тысяч», «миллионные толпы экзальтированных мусульман». Озвучивает докладчица наиболее частые количественные характеристики мусульман в российских газетах. «Все это призвано придать необъятность этой проблеме», — считает Рагозина.
Также исследовательница изучила существительные, которые в прессе описываются словами «исламский» или «мусульманский». Например, слово «литература» выяснилось, что исламская литература в газетах почти всегда «запрещенная». Либо та, что с подвигла какого-либо человека вступить в радикальную мусульманскую общину.
Изучая другой полюс отношения к исламу в прессе, «традиционный», Рагозина выявила, каким такой ислам видят его журналисты. Главным образом, это мусульманские религиозные деятели. Когда где-то стоит словосочетание «традиционный ислам«, то рядом чаще всего присутствуют рассуждения о единстве мусульман на основе идеологии традиционализма и об исключительной духовности ислама на евразийском пространстве в противовес пространству западному. Также приверженцы «традиционного» ислама часто рассуждают о параллелях между исламом и христианством, переходя на близкий россиянам язык христианских понятий, когда описывают мусульманские религиозные сюжеты.
Почему русские обращаются в ислам?
Далее свой доклад представляла Ева Рогаар. Она изучала российских мусульманских неофитов. Таковых в достаточном множестве появилось в России после распада СССР. «80-е и 90-е годы в России являются периодом больших перемен. Это время характеризовалось неуверенностью из-за нестабильной политической и социальной ситуации. С другой стороны, в стране в этот же период значительно улучшилась ситуация со свободой слова и совести. Общество характеризовалось не только нестабильностью, но и новыми возможностями», — рассказывает Рогаар.
Исследовательница считает, что пришедших в ислам россиян в стране несколько десятков тысяч, точную цифру никто сказать не может.
Как правило, переходу в ислам предшествует некий «духовный поиск». Причиной перехода в ислам может являться также социальный и политический протест. Хотя часто в исламе наоборот ищут успокоения, считая его более миролюбивой религией, чем православие. Например в ранний постсоветский период многие считали, что страна страдает от морального и духовного кризиса, и именно ислам может ее спасти.
Разговоры с русскими мусульманами
Разговаривая с русскими мусульманами, Рогаар обнаружила, что они переходили в ислам зачастую также из-за того, что проникались большим уважением к своим знакомым мусульманам и хотели стать частью их общества и культуры.
К русским мусульманам в российском обществе по большей части относятся с недоверием или враждебностью. Потому что, среди россиян существуют определенные отрицательные стереотипы относительно такого явления. Женщинам, например, часто отказывают в возможности их сознательного выбора ислама, считая, что они принимают ислам по настоянию своих избранников. К примеру другой стереотип связан с мнением, что перешедший в ислам человек не может быть настоящим русским. Конечно же, высказываются подозрения в радикальных стремлениях неофитов.
Свои среди чужих, чужие среди своих
С другой стороны, русских мусульман не слишком приветливо встречают и «коренные» мусульмане. Свой среди чужих, чужой среди своих — так часто характеризуют русских, исповедующих ислам по словам исследовательницы.
Эта проблема имеет трагический характер, но не имеет масштабного измерения, считает Ева Рогаар. «Большинство новообращенных мусульман после глубокого изучения религии стараются своей деятельностью приносить пользу своим близким, мусульманского и российскому обществам. Неслучайно мусульман неофитов нередко считают мостом между русским и мусульманским сообществом», — подытоживает докладчица.
После докладов в зале началась дискуссия между слушателями и докладчиками. На мероприятие пришло несколько русских мусульман. Они задавались вопросом, связаны ли с исламофобией некоторые стороны российской внутренней политики. Например, нехватка мечетей в крупных городах. «Мы не Кремль, мы не можем ответить на эти вопросы», — реагировали докладчики.
Источники:
- Есть ли в России исламофобия, и почему русские обращаются в ислам: доклады в университете МВШСЭН
- Вторая встреча религиоведческого семинара «Есть ли в России исламофобия, и почему русские обращаются в ислам?»
Скачать презентации: