Еще несколько лет назад мусульманская религия и община в Молдове были на полулегальном положении. Публичная проповедь была запрещена законом. Однако после регистрации Исламской лиги все изменилось. Мусульмане активно развиваются и даже участвуют в общественно-политической жизни. В спецрепортаже из Молдовы смотрите историю прихода в ислам муфтия страны и о том, как в ней сегодня живут простые верующие.
История ислама в Молдове насчитывает не одно столетие. Мусульмане на территории Молдавского княжества появились в 15 веке. В основном это были ногайцы, крымские татары и турки. Позже княжество признало свою зависимость от Османской империи, а на юге Бессарабии возникла Буджакская орда, подконтрольная крымским ханам. Часть этого исторического наследия утрачена, но в некоторых населенных пунктах еще можно найти следы мусульманского присутствия.
Затем после долгого периода застоя и атеизма, ислам практически утратил свое значение в стране. Одними из первых мусульман в постсоветской Молдове стали приезжие студенты-арабы. Тем не менее, все это время ислам находился в стране на полулегальном положении.
Во время переписи населения в республике в 2004 году мусульман даже не выделили в отдельную группу. Они были включены в графу «прочие религии». Все это вызывало определенные проблемы у мусульман. Мусульмане Молдовы стремились узаконить ислам в качестве признанной государством религии. Но это было не так просто. После этого жизнь мусульманской общины страны значительно активизировалась. Нас встретил муфтий Исламской Лиги Республики Молдова – Серджиу Сокиркэ. Он был одним из тех, кто возглавлял борьбу молдавских мусульман за признание их государством.
Перед молитвой муфтий устроил нам небольшую экскурсию по исламскому центру. Несмотря на пятничный день в мечети сравнительно немного верующих. Это неудивительно – вся исламская община страны насчитывает не более 15 тысяч человек. Для православной Молдовы – это капля в море.
В стране постепенно складывается новая мусульманская община – состоящая из местных мусульман. После экскурсии и пятничной молитвы мы прощаемся с муфтием Молдовы и едем дальше. Еще одна тенденция связана с расширением сферы «халяль»-услуг.
Юсуф (а в прошлом Дима) – хозяин кафе. Но работает здесь наравне со всеми. Появление этнических молдавских семей, в которых и дети, и родители исповедуют ислам – одно из свидетельств развития местной общины. Но для них борьба за ислам начиналась с отстаивания своего выбора перед близкими.
За те несколько лет, которые прошли с моменты признания ислама в Республике Молдова, местная мусульманская община сделала большой шаг вперед. И продолжает развиваться.
Сюжет alif.tv