Муфтий Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин: 

«Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк ﷺ сказал: «Любой (человек), который объявляет себя сыном не своего отца, зная, что (на самом деле) это (не так), непременно отверг (благо данное ему, что является большим грехом), что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому племени, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он (приготовится) занять своё место в огне». Этот хадис передал аль-Бухари (3508).

Хадис имеет очевидный смысл и из него следует, что причисление себя к племени, к которому не имеешь кровного отношения, является большим грехом. При этом слово “каум” с арабского переводится и как “племя”, и как “народ”. Народ имеет более широкий смысл, а племя подразумевает объединение людей, связанных семейно-родовыми отношениями. Отсюда можно сделать вывод, что причислять себя к чужому племени — это грех, а безосновательное приобщение себя к целому народу является еще большим грехом.

Этот хадис является явным опровержением для тех, кто считает, что в исламе нет наций. Всевышний Аллах Сам в Куръане сообщает нам, что Он создал людей разными народами: «О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчин и женщин и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Но самый достойный (человек) из вас перед Аллахом более богобоязненный. Поистине, Аллах Знающий, Сведущий” (Сура “Аль-Худжурат”, 13 аят). А если Сам Аллах создал нас татарами, башкирами или русскими, то имеем ли мы право отказываться от своего народа и стесняться того, какими нас создал Аллах? Стало быть, и заявлять о своей национальной принадлежности к тому народу, к которому ты не имеешь родственного отношения, тоже будет означать сопротивление Воли и Предустановлению Всевышнего.

Приведу такой пример. Во времена, когда Пророк ﷺ совершил хиджру в Медину, на этой земле жили два противобортсвующих племени: аус и хазрадж. Приняв ислам, война между ними прекратилась, но они, став братьями по вере, не перестали называться именами своих племен. Они называли себя не просто мусульманами, а продолжали обозначать себя как аус и хазрадж.

Существует мнение, что нация, милләт – понятия нового времени. Однако во все времена арабы называли себя арабами, персы – персами и т.д. И в одном из своих хадисов Пророк ﷺ говорит: “Аллах создал небеса, выбрал верхнюю часть, и поселил там тех, кого захотел, потом создал остальные творения, и избрал среди творений сынов Адама (алехи салям), и из сынов Адама (алехи салям) избрал арабов, из арабов избрал племя Мудар, из Мудар избрал племя Курайш, из Курайшитов избрал сынов Хашима, и избрал меня из сынов Хашима. И я (происхожу) из родословной Хашима, из лучших к лучшим, и кто полюбил арабов, то из-за любви ко мне полюбил их, а тот, кто ненавидит арабов из-за ненависти ко мне, ненавидит их”. (Мустадрак, 6953, Шуабуль иман, 1330).

Из этого хадиса следует, что понятия народов, наций, племен существовали и во времена Посланника ﷺ. Поэтому очевидно, что ислам не отчуждает людей от своих наций, но запрещает превосходство одной нации над другими, что по своей сути является национализмом. Превосходство в исламе может быть только по богобоязенности. И каждый народ может воспитать своих богобоязненных праведников».