Начальник ГУ МВД России по СКФО Сергей Бачурин заявил, что только за первое полугодие текущего года было зафиксировано более тысячи неофитов, принявших ислам, что вызывает у него серьезную обеспокоенность. С чем связана такая реакция силовиков и как вообще себя чувствуют новообратившиеся мусульмане на Северном Кавказе? Точка зрения старшего научного сотрудника МГИМО, кавказоведа Ахмета Ярлыкапова.
«Точка зрения» — компетентное мнение, позиция и комментарии экспертов, религиозных и общественных деятелей по злободневным вопросам и острым проблемам.
Мне кажется, что здесь беспокойство чисто чиновника. То есть человек считает, что неофиты могут легче принимать какие-то экстремистские взгляды и так далее. То есть как чиновника, наверное, его можно понять.
Хотя на самом деле, конечно, такого рода заявления надо делать очень осторожно, потому что не все понимают резоны, с которыми чиновник выступает. Обычными мусульманами на Северном Кавказе это заявление было воспринято, скажем так, очень неоднозначно. Поэтому, с одной стороны, можно понимать резоны, с которыми это заявление было сделано. С другой стороны, хотелось бы, конечно же, чтобы таких заявлений было поменьше или хотя бы они были бы сделаны в несколько других формулировках, и в несколько другой форме.
Серьёзных социологических исследований на эту тему не было, поэтому мы не можем с научной уверенностью утверждать, что неофиты действительно являются серьезным источником экстремистов и так далее. Поэтому любые такого рода заявления должны быть основаны на каких-то фактах, на каких-то серьёзных материалах.
Ну, понятно, что есть из числа неофитов тоже люди, которые заражены экстремистской идеологией, уехали в Сирию и так далее. Но, вот я, например, этнографов и провожу исследования на Северном Кавказе. И у меня, если честно, нет серьезных подтверждений того, что именно неофиты являются серьезным источником пополнения рядов экстремистов. У меня, наоборот, есть достаточно много материала о том, как люди из вполне традиционно мусульманских регионов присоединялись в той же Сирии.
То есть, в любом случае, этот вопрос требует серьезной проработки, серьезного анализа.
Трудно говорить о какой-то судьбе принявших Ислам. Но, очевидно, что тем, кто, допустим, принял Ислам будучи не представителем мусульманского народа, естественно, им гораздо труднее и, естественно, что им приходится проходить через какие-то трудности, через какие-то конфликты с родственниками, скажем так, через неприятие в том же обществе и так далее. И я, как раз возвращаясь к тем первым вопросам, хотел бы сказать, что, наоборот, биографии многих неофитов говорят о том, что они более стойко воспринимают трудности, и как раз многие из них в менее подвержены каким-то радикальным решениям и каким-то радикальным идеологическим установкам. То есть эти люди, наоборот, часто очень демонстрируют более высокую психологическую устойчивость по сравнению с другими мусульманами, с теми, кто из традиционных народов, из традиционных регионов. Вот этот факт, кстати, тоже достоин серьёзного внимания и интереса.
Сюжет alif.tv