«Поистине, мы были униженным народом, Аллах же возвеличил нас посредством Ислама; поэтому, как бы мы ни устремились достичь величия иначе, нежели посредством того, чем нас возвысил Аллах – Он нас унизит».
Умар ибн аль-Хаттаб ( да будет доволен им Аллах)
В этой небольшой статье хотелось бы подчеркнуть важнейший принцип, которого мы, будучи русскими в Исламе, стараемся придерживаться: нация, культура, община — все это инструменты для достижения довольства Всевышнего и претворения Его повелений в жизнь. Именно нация служит Исламу, а не наоборот. Как только этот важнейший принцип нарушается, Ислам превращается в некий этно-фольклорный клуб, «часть наследия предков», небольшую добавку к прочим национальным атрибутам. Шейх Абдулькадыр ас-Суфи, этнический шотландец Ян Даллас, вдохновитель многих европейских мусульман, сказал очень правильные слова: «Ислам это не культура, а фильтр для культуры» . Это очень точное определение, которому сообщество русских мусульман старается следовать.
Следует также отметить, что Ислам не лишает народы права на их национальную идентичность. Как раз именно Ислам декларирует и утверждает разность народов. «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Аль-Худжурат,13).
Безродность, отречение от корней, отказ от естественного порядка, который установил Господь — все это является пагубными вещами с точки зрения ценностных идеалов Ислама. Все мы являемся разными народами и племена (каум) внутри единой уммы мусульман (миллят).
Ислам дает ценности, ориентиры и энергию, при помощи которых нация получает благо в обоих мирах. В этом случае, именно сохранение национальной самобытности мусульманских народов, со здравым исламским урфом (обычай, который не противоречит Шариату) во многом является условием сохранения и возрождения подлинного Ислама и передачи его потомкам, следующим поколениям. Стерилизации национального самосознания, вымывание здравого культурного компонента и безродный интернацизм с тотальной уравниловкой, на манер «все мы — советские», — чуждые и враждебные Исламу тенденции. Подобные явления являются характерными атрибутами сектантских джамаатов, которые далеки от подлинных исламских установок и подходов.
Ислам породил целую палитру мусульманских народов со своей культурой и самобытностью. И следует отметить, что любые проявления агрессивной асабии, шовинизма, отчуждения от представителей иных мусульманских народов являются недопустимыми вещами, которые разрушают единство уммы. Пророк, мир ему и молитва, сказал : «В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».
Боль одной части этого тела — это наша общая боль! Проблемы русских в Исламе, проблемы этнических мусульман Евразии, по исламскому наследию которых очень сильно ударила совдепия — это общие проблемы.
Часто некоторые читатели не совсем адекватно воспринимают наш основной посыл, который заключается в простой вещи — этноплюрализм и единство с сохранением собственного облика. Мы никогда не заявляли об особом «русском мусульманстве». Мы всегда душой и сердцем с нашими братьями татарами, чеченцами, народами Дагестана и другими народами уммы. Это — наши братья и любой намек на разлад с ними недопустим.
Недавно мы наткнулись на один из постов (https://www.facebook.com/rasultav/posts/3781116688568..) известного блогера Расул Тавдиряков, которой посвящен абсолютно неуместным шуткам в адрес религии от одного стендап-комика. Отметим отдельно, на что указал Расул Тавдиряков и вернемся к тому, о чем говорил шейх Абдулькадыр ас-Суфи: «Я же считаю, что раз человек отчасти осознал свою ошибку, понял на какие грабли он наступил, то гнобить его нет смысла. Зачем? Ну татары 80% светские люди. Для них религия в жизни ничего не играет, к большому сожалению. Хотя где-то далеко в душе, какие то искорки остались».
Об этих 80% сожалеет не только Расул Тавдиряков, но и мы.
Ислам всегда был самой важной частью татарской идентичности. Именно религиозная составляющая является решающим фактором в сохранении татарской этноса. Только религия сохранила их от полного исчезновения как народа. Очевидно, что те вирусы, которые хотят внедрить сегодня в татарское самосознание в виде тенгрианства или атеизма, поспособствуют еще большей русификации и потере себя.
Мы убеждены, что утрата татарами национального самосознания и их русификация — это удар по всей умме мусульман. Сильная исламская идентичность мусульманских народов — сильная Умма. И откровенно враждебным является тезис о том, что борода или хиджаб, изучение таджвида — это чуждые, якобы арабские и нетрадиционные для татарского народа вещи. Это как раз именно подлинный традиционный Ислам, о котором так любят рассуждать на различных конференциях эксперты. Не ваххабизм, не черезмерие и радикализм, а традиционный Ислам ханафитского мазхаба. Испокон веков именно эта школа фикха изучалась и практиковалась татарами.
Прав Академик Индус Тагиров, который сказал: «Поставленная задача русификации нерусских народов была основной целью государства, и она никогда не менялась — ни в советское время, ни сейчас. Татары — носители Ислама. И целью русификации татар является устранить их как форпост Ислам на евразийском пространстве» . Различные «эксперты» это прекрасно понимают и пытаются подсунуть новый образ татарина, в котором от Ислама остается лишь название.
«Традиционный ислам» по-силантьевски —это ложный образ татарина, светского сабантуйщика, который закусывает арака говядиной. Здесь срабатывает уже обратный принцип: не нация для Ислама, а Ислам для нации. Здесь религия играет роль обычая, анахронизма, некоего культурно наследия, которое не так уж и важно само по себе.
Братья татары нам близки не только религией. Мы, как никто другой, чувствуем на себе прессинг со стороны государства. Сам факт наличия русских мусульман и возрождение религиозного самосознания татар являются костью в горле различных имперствующих черносотенцев, коих немало во властных структурах.
На сегодня все консолидированные сообщества, нации, способные сформулировать четкую и независимую повестку, не в почете у государства, мягко говоря. В этом смысле мы — союзники, соратники, которые могут и должны поддержать друг друга словом и делом не только исходя из братства по религии. Успех татар в отстаивании себя, своей самобытности — это и наша победа. И нас радует, что сегодня татарский народ, в особенности молодежь, всё больше обращается к религии и к своему богатому богословскому наследию, вопреки всем негативным тенденциям и не самым лучшим условиям.
Татарлар, алга! Наши дуа с вами.